01.02.2013 в 06:29
Пишет Бледный:Слово о Сауроне и остальных
Все, оживившись после экранизации "Хоббита", пишут на толкиеновские темы. Тоже хочу написать! Правда я, в отличие от многих, не претендую на "понимание истинного замысла", а опишу только своё личное понимание.
Итак, сюжет всей толкиеновской эпопеи, от "Сильмариллиона" до "Властелина колец", в моём представлении - это война богов. Она начинается с восстания Мелькора, а заканчивается поражением Саурона и окончательным уходом высших сил из Эндорэ, Эпохой смертных. Соответственно, и главные персонажи здесь - это старшие и младшие боги, сиречь Вала и Майя. Все остальные - фон, топливо и трофей для великой распри.
Что же такое толкиеновские боги, в чём их основная отличительная особенность? Разумеется, в том, что существа эти изначально имеют небиологическую и нематериальную природу. Они порой носят свои одежды-тела, они порой умудряются заводить детей от Детей Эру, но это лишь попытка приблизиться, понять по-настоящему живой мир. Здесь стоит упомянуть о второй определяющей особенности этих созданий - контроле. Контроль - их естественная способность и естественная потребность, они своей музыкой и "руками" сначала проектировали, а затем и строили мир. Арда для них - не только и не столько самоподдерживающаяся и развивающаяся система, сколько творение, принципиально неспособное превзойти изначальное качество. Это стремление к контролю окружающей среды распространяется на все её элементы - в том числе живые и разумные. Мелькор пытается контролировать всю Арду, прочие валар не отстают, но, как сторонники "добра", действуют всё же мягче мятежника - хоть и ненамного. С момента пробуждения эльдар обе стороны пытаются взять под контроль и их. Мелькор - при помощи запугивания и переделки в орков, валар - организуя грандиозный проект переселения, занявший, в итоге, три эпохи и сопровождавшийся трагедиями и откатами назад. Валар, в итоге, и добиваются своего - однако очень, очень небыстро.
Кроме того, имея превосходство в абсолютной силе и определённые ограничения, накладываемые статусом "лоялистов", они могут позволить себе более тонкие методы, и, соответственно, чуть лучше понять биологические создания. Мелькор не может позволить себе того же самого и подчиняет живые существа гораздо более простой пропагандой и грубой силой. По итогам противостояния, анализируя ошибки свои и противника, валар приходят к выводу, что прямой контроль над живыми приводит к негативным последствиям. Мелькор смог качественно управлять искажёнными эльфами, только низведя их до полузвериного состояния. У самих валар под самым носом случился нолдорский мятеж, на который они отреагировали совершенно беспомощно - применять грубую силу было нехорошо, а что можно сделать ещё, они просто не представляли. Итого, окончательно уверившись в неэффективности прямого контроля, чему помог неприятный инцидент с Нуменором (где Саурон оказался искуснее, манипулируя смертными на более тонком уровне), валар отказываются от прямого вмешательства и разрабатывают доктрину непрямых воздействий. В Средиземье отправляются их агенты, облачённые в человеческие тела и максимально урезанные в силах. Для чего? Об этом говорится прямым текстом: чтобы лучше понимать смертных. Из этих пятерых поставленную задачу выполнил лишь один - Гэндальф, что говорит о немалой её сложности для майяр.
Тем временем, пока Запад совершенствовал свои методы, с Сауроном творилась ровно противоположная история. Первоначально достаточно хорошо проникший в суть Детей Эру, проживший в Средиземье тысячи лет, он последовательно пережил два развоплощения, угробивших его совершенное средство связи с живым миром - отлаженное физическое тело, и фактически остался калекой. Саурона выбросили из объективной реальности назад, в мир духов, его вынужденная корявая оболочка не могла уже обеспечить нормального восприятия происходящих событий. Лишённый привычного тела, он вновь стал мыслить как майяр, существо нематериальной природы. Однако и тут видно определённое сходство: Валар очеловечили своих агентов - Саурон, напротив, попытался притянуть помощников-назгулов ближе к своему уровню и также сделать их посредниками между своим мировосприятием и миром живых. Задача, ожидаемо, оказалась не по плечу и назгулы стали лишь маленькими Саурончиками - командовать армиями они ещё хоть как-то могли, но возможность полноценно понимать живых - утратили. Этим и объясняется феноменальная неспособность Саурона адекватно реагировать на действия противников и планировать ведение войны - он просто не воспринимал реальность так, как её воспринимаем мы. Изувеченный дух его оказался пленником искажённой картины мира, какой она видится небиологическому и нематериальному в основе своей существу. Такой разум или не может вовсе, или с большим трудом воспринимает явления и концепции, присущие миру материальному и живому. Фактически, Саурон вслепую играл в шахматы со зрячим противником, и хотя имел изначально больше фигур - закономерно проиграл партию.
Итого - валар спустя три эпохи достигли таки своей цели, поставив принадлежащих Арде эльфов под свой окончательный контроль и оставили более сложных созданий - людей - их собственной судьбе. Мир абсолютного контроля, Валинор, завершил своё отделение от мира Смертных, окончательно изъяв из него все свои элементы - эльдар, магию и майяр.
URL записиВсе, оживившись после экранизации "Хоббита", пишут на толкиеновские темы. Тоже хочу написать! Правда я, в отличие от многих, не претендую на "понимание истинного замысла", а опишу только своё личное понимание.
Итак, сюжет всей толкиеновской эпопеи, от "Сильмариллиона" до "Властелина колец", в моём представлении - это война богов. Она начинается с восстания Мелькора, а заканчивается поражением Саурона и окончательным уходом высших сил из Эндорэ, Эпохой смертных. Соответственно, и главные персонажи здесь - это старшие и младшие боги, сиречь Вала и Майя. Все остальные - фон, топливо и трофей для великой распри.
Что же такое толкиеновские боги, в чём их основная отличительная особенность? Разумеется, в том, что существа эти изначально имеют небиологическую и нематериальную природу. Они порой носят свои одежды-тела, они порой умудряются заводить детей от Детей Эру, но это лишь попытка приблизиться, понять по-настоящему живой мир. Здесь стоит упомянуть о второй определяющей особенности этих созданий - контроле. Контроль - их естественная способность и естественная потребность, они своей музыкой и "руками" сначала проектировали, а затем и строили мир. Арда для них - не только и не столько самоподдерживающаяся и развивающаяся система, сколько творение, принципиально неспособное превзойти изначальное качество. Это стремление к контролю окружающей среды распространяется на все её элементы - в том числе живые и разумные. Мелькор пытается контролировать всю Арду, прочие валар не отстают, но, как сторонники "добра", действуют всё же мягче мятежника - хоть и ненамного. С момента пробуждения эльдар обе стороны пытаются взять под контроль и их. Мелькор - при помощи запугивания и переделки в орков, валар - организуя грандиозный проект переселения, занявший, в итоге, три эпохи и сопровождавшийся трагедиями и откатами назад. Валар, в итоге, и добиваются своего - однако очень, очень небыстро.
Кроме того, имея превосходство в абсолютной силе и определённые ограничения, накладываемые статусом "лоялистов", они могут позволить себе более тонкие методы, и, соответственно, чуть лучше понять биологические создания. Мелькор не может позволить себе того же самого и подчиняет живые существа гораздо более простой пропагандой и грубой силой. По итогам противостояния, анализируя ошибки свои и противника, валар приходят к выводу, что прямой контроль над живыми приводит к негативным последствиям. Мелькор смог качественно управлять искажёнными эльфами, только низведя их до полузвериного состояния. У самих валар под самым носом случился нолдорский мятеж, на который они отреагировали совершенно беспомощно - применять грубую силу было нехорошо, а что можно сделать ещё, они просто не представляли. Итого, окончательно уверившись в неэффективности прямого контроля, чему помог неприятный инцидент с Нуменором (где Саурон оказался искуснее, манипулируя смертными на более тонком уровне), валар отказываются от прямого вмешательства и разрабатывают доктрину непрямых воздействий. В Средиземье отправляются их агенты, облачённые в человеческие тела и максимально урезанные в силах. Для чего? Об этом говорится прямым текстом: чтобы лучше понимать смертных. Из этих пятерых поставленную задачу выполнил лишь один - Гэндальф, что говорит о немалой её сложности для майяр.
Тем временем, пока Запад совершенствовал свои методы, с Сауроном творилась ровно противоположная история. Первоначально достаточно хорошо проникший в суть Детей Эру, проживший в Средиземье тысячи лет, он последовательно пережил два развоплощения, угробивших его совершенное средство связи с живым миром - отлаженное физическое тело, и фактически остался калекой. Саурона выбросили из объективной реальности назад, в мир духов, его вынужденная корявая оболочка не могла уже обеспечить нормального восприятия происходящих событий. Лишённый привычного тела, он вновь стал мыслить как майяр, существо нематериальной природы. Однако и тут видно определённое сходство: Валар очеловечили своих агентов - Саурон, напротив, попытался притянуть помощников-назгулов ближе к своему уровню и также сделать их посредниками между своим мировосприятием и миром живых. Задача, ожидаемо, оказалась не по плечу и назгулы стали лишь маленькими Саурончиками - командовать армиями они ещё хоть как-то могли, но возможность полноценно понимать живых - утратили. Этим и объясняется феноменальная неспособность Саурона адекватно реагировать на действия противников и планировать ведение войны - он просто не воспринимал реальность так, как её воспринимаем мы. Изувеченный дух его оказался пленником искажённой картины мира, какой она видится небиологическому и нематериальному в основе своей существу. Такой разум или не может вовсе, или с большим трудом воспринимает явления и концепции, присущие миру материальному и живому. Фактически, Саурон вслепую играл в шахматы со зрячим противником, и хотя имел изначально больше фигур - закономерно проиграл партию.
Итого - валар спустя три эпохи достигли таки своей цели, поставив принадлежащих Арде эльфов под свой окончательный контроль и оставили более сложных созданий - людей - их собственной судьбе. Мир абсолютного контроля, Валинор, завершил своё отделение от мира Смертных, окончательно изъяв из него все свои элементы - эльдар, магию и майяр.